Программа управления качеством образования 

Уважаемые посетители, обновленная  версия нашего сайта теперь находится по адресу http://shs_karm_1.karm.zabedu.ru/

 

  1. 1.      Краткая аннотация документа. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ПРОГРАММЫ

Программа управления качеством образования (далее Программа) разработана педагогическим коллективом на период с 2005 по 2010 гг. В программе отражены тенденции развития школы с учетом ее социума, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по  изменению содержания и организации образовательного процесса,  управления им с ориентацией на достижение нового качества образования. Специфика развития школы в данный период определяется тем, что школа с 1 сентября 2001 года является участником федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования.

Программа управления качеством образования в условиях школы подчинена основным положениям Программы развития школы (2001-2010 гг.), которая направлена на создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни.  

Программа управления качеством образования в рамках школы является нормативным документом, определяющим цели, задачи, содержание, механизмы, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества образования, в соответствии с основными направлениями государственной политики в области образования, направлениями Программы развития школы и требованиями участников образовательного процесса.  

Основания для разработки программы:

  • Закон Российской Федерации "Об образовании";
  • Национальная доктрина образования Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ №751 от 4 октября 2000г);
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Концепция профильного образования……
  • Приказ директора МОУ СШ № 1 «О разработке программы управления качеством образования».

Цель Программы – определить стратегические направления и механизмы управления процессом достижения нового качества образования с учетом специфики функционирования школы в режиме развития.

Задачи Программы:

  1. Определить концептуальные основы, идеи, тезаурус Программы управления качеством образования.
  2. Дать проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспектив ее развития.
  3. Определить с учетом основных положений Программы развития школы  стратегические направления и ожидаемые результаты реализации Программы управления качеством образования.
  4. Раскрыть механизмы обеспечения процесса реализации Программы управления качеством образования.
  5. Разработать критериально-диагностическую базу исследования проблемы управления качеством образования.
  6. Определить этапы  реализации Программы управления качеством образования. 

 

  1. 2.                  Концептуальные основы программы

Концепция Программы управления качеством образования понимается нами как система взглядов, идей, принципов, философско-педагогических и психолого-педагогических оснований, определяющих понимание сущности самого феномена «качество образования», механизмов управления и достижения качества образования в условиях школы, как показателя результативности всей образовательной практики, функционирования и развития школы.

 В основе  построения концепции Программы управления качеством образования в условиях школы лежат идеи, обоснованные в Программе развития школы на период с 2002 по 2010 год, где подчеркивается, что  при формировании концепции будущего нашей школы мы должны, прежде всего, уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить на реализацию какой части общего социального заказа мы  ориентированы и решение каких проблем мы считаем приоритетными.

Выпускники после окончания школы неизбежно будут работать, учиться дальше, определять свою позицию в жизни по отношению к общественно-политической деятельности, к религии, к экономическим реформам, готовить себя к службе в армии, создавать семью, осознавать себя гражданами государства, представителями того или иного народа. Мы считаем, что  предназначение, миссия школы, заключаются в создании условий для полноценного психического раз­вития ребенка, развития его интеллекта, воли, эмоций, мотивов, склонностей, способностей, что в совокупности явится предпосылкой его позитивной адаптации к системе социальных отношений. Это, в свою очередь, должно обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самой школе и его под­готовку к будущему труду, продолжению образования, к созданию семьи  и т.д. Отсюда основная функция, которую реализует школа  - это создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни.

В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, удовлетворительному (по нашим временам), состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет «дух школы».

В основе концепции развития школы лежит система идей, образующих, по сути, предвосхищаемую модель развития школы в будущем.  Основными идеями, которые позволяют раскрыть сущность перспективного развития школы, являются:

1. Личностный рост и социальная адаптация личности школьника, направленная, в конечном итоге, на самореализацию и  завоевание социальной ситуации  в этом особая роль принадлежит социальным условиям (о социальном заказе говорить проблематично), в которых происходит развертывание внутренних механизмов развития, осознание собственной социальной значимости - быть нужным, приносить реальную пользу.

  1. Выбор оптимального, наилучшего для данно­го конкретного класса, учащегося пути обучения на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных воз­можностей, подбора методов и приемов обучения под реаль­ных детей и реального учителя.

   3. Воздействие на внешние условия позволит изменить внутренние условия - эмоциональное состояние нашего воспитанника, его отношение к себе, жизненный опыт (рефлексия собственной деятельности), установки - все то, что принято называть психическими новообразованиями и которые выражаются в  «Я - концепции» (самосознании).

 Перечисленные идеи являются определяющими при определении концептуальных основ Программы управления качеством образования в условиях школы.

При формировании концепции Программы управления качеством образования необходимо, прежде всего, определить на реализацию какой части общего социального заказа мы сориентированы, и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости удовлетворения запроса со стороны основных участников педагогического процесса - учащихся, педагогов, родителей, с одной стороны, и необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования, с другой.

Опираясь на основные идеи Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, следует отметить, что развитие школы как социально-педагогической системы должно привести к достижению нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года). Таким образом, цель реализации Программы управления качеством образования заключается в выявлении и внедрении эффективных способов достижения нового современного качества образования в условиях школы.

Раскрывая проблему управления качеством образования, необходимо ответить на ряд вопросов, которые позволяют определить приоритетные линии изучения данного процесса (процесса управления качеством образования) в рамках школы. Сформулируем вопросы, являющиеся, по нашему мнению, ключевыми:

  1. Что понимается под качеством вообще и качеством образования, в частности?
  2. Кто выступает в роли заказчика нового качества образования?
  3. Какие направления деятельности школы подлежат изменению (обновлению, модернизации, корректировке и т.п.)?
  4. Каковы смысловые характеристики  понятия и феномена «управление качеством образования»?
  5. Что выступает  результатом процесса управления качеством образования?
  6. Каковы механизмы (движущие силы) управления качеством образования (а правильнее говорить: «управления процессом достижения нового качества образования»)?
  7. Как измерить результативность и эффективность реализации Программы управления качеством образования, т.е. каковы критерии оценки результатов работы по достижению нового качества образования?

      Считаем, что последовательный анализ поставленных вопросов, позволит определить как стратегию, так и тактику управления качеством образования, а значит и возможности его достижения в условиях школы.

  1. 1.      Что понимается под качеством вообще и качеством образования, в частности?

Качество образования становится важнейшей категорией государственной политики России. С учетом этого, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года  раскрывается роль социального института образования как главного основания прогрессивного социально-экономического развития России, ее национальной безопасности и экономической конкурентоспособности, важнейшего фактора ее устойчивого развития в XXI веке.

Определяя сущность понятия «качество», следует отметить, что качеству приписываются разнообразные, часто проти­воречивые, значения, что является обязательным условием для осмысления сущности процесса управлении качеством образования и достижения соответствующего результата. Диапазон осмысления понятия «качество» позволяет его использовать в абсолютном и относительном значении. Качество, в абсолютном значении – это высший уровень достижения в развитии какого-либо явления, процесса, предмета. Качество, в относительном значении – это отдельное свойство какого-либо явления, предмета, процесса, его существенная характеристика. Так, например, с философской точки зрения качество определяется как целостная совокупность относительно устойчивых свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1998. – 814с.);

Следует отметить, что в определении понятия «качество образования» используется и абсолютное, и относительное значение, так как качество рассматривается, в соответствии со сложившимися взглядами в России и за рубежом, как интегратор всех изменений во всех сферах деятельности любой организации в лучшую сторону, как соответствие требованиям прогрессивного развития.

            Анализ сложившихся подходов к определению понятия «качество образования» позволяет выделить два аспекта в определении данного понятия:

-                  первый – совокупность неких свойств, присущих образованию: «качество школьного образования» - это такая совокупность его свойств, которая обусловливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств (В.П. Панасюк); под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование (А.М. Моисеев);

-                  второй – результат образования или уровень соответствующих достижений:  качество образования – социальная категория, опреде­ляющая состояние и результативность процесса образова­ния в обществе, его соответствие потребностям и ожидани­ям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенции личности (В.А. Кальней, С.Е. Шишов); качество образования есть степень удовлетворенности ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг (В.А. Кальней, С.Е. Шишов); качество образования – определенный  уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с  планируемыми целями обучения (Закон РФ «Об образовании»); качество образования – это соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель  (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника (М.М. Поташник).

  1. 2.      Кто выступает в роли заказчика нового качества образования?

В основе определения перспектив развития школы лежит социальный заказ, который, по сути, является определяющим, с точки зрения выбора школой перспектив и направлений своего развития, и соответственно, определения параметров качества образования. Социальный заказ - это спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику через ряд лет, ко времени окончания им школы. Социальный заказ - это конкретизированные для определенного временного периода функ­ции школы. Выявление требований социального заказа школе – это видение, понимание, осмысление и обобщение  реальных условий социокультурного окружения школы и тех потребностей, реализация которых является актуальной и жизненно важной.

Изучая социальные ожидания по отношению к  школе, мы выделили субъектов, участвующих в формировании социального заказа: государство (государственная политика в области образования), родители, учащиеся, педагоги:

-        качество образования волнует госу­дарство и общество, так как этого зависит стратегия развития общества и конкурентоспособность государства на мировом рынке;

-        качество образования важно для обеспечения удовле­творенности личности своей образовательной подготовкой;

-        качество образования востребовано каждой личностью, так как оно позволяет констатировать, насколько обеспечива­ются права человека на получение образования, соответствующего миро­вому уровню.

      Таким образом, отслеживание качества образовательной подготовки на разных ступенях обучения необходимо и личности, и обществу, и государству.

  1. 3.      Какие направления деятельности школы подлежат изменению (обновлению, модернизации, корректировке и т.п.)?

Модернизация образования - это прежде всего обновление целей, изменение образовательных процессов, прогнозирование новых результатов и систем управления ими с учетом изменений социо­культурного пространства (П.И. Третьяков).

По мнению М.М. Поташника, «качество образования как некий феномен и атрибут образовательного процесса обладает проектной природой, т.е. может и должен быть предметом проектировочной работы любого субъекта образования» []. В этой связи актуально говорить, с одной стороны, о планировании качества образования, а с другой – об управлении процессом достижения качества образования. 

Планирование качества образования, по мнению В.А. Кальней и С.Е. Шишова, связано с разработ­кой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения [5]. Стратегическое планирование дает возможность сфор­мулировать долгосрочные приоритеты и способствует ра­циональным изменениям в образовательной практике школы. Ведущие цели стратегического планирования опре­деляются не только разработкой общего плана развития обра­зовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образо­вательных услуг, предоставляемых данным учебным заведе­нием, и их соответствия запросам потребителей.

В соответствии с государственной стратегией модернизации образования и достижения нового современного качества образования в число приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:

-        оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

-        усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;

-        введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

-        обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

-        совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования.

Проведенные нами исследования показывают, что перечисленные направления обновления школьной практики являются актуальными и для участников образовательного процесса нашей школы (учителей, учащихся, родителей), которые видят школу, основанную на порядке и осознанной дисциплине, разумной требовательности к детям,  уважении прав ребенка, где создаются комфортные условия, как для учащихся, так и для педагогов, где созданы условия для личностной самореализации каждого.

Таким образом,  учитывая государственную стратегию развития школьного образования, и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, с одной стороны, определяют стратегические направления развития школы, а с другой – достижение нового качества образования в условиях школы. Таковыми ожидаемыми результатами являются:

-        сохранение и развитие здоровья;

-        повышение качества школьного образования;

-        создание условий для позитивной адаптации выпускника к жизни;

-        создание в рамках школы социокультурного пространства для реализации всех детских инициатив

 Данные результаты, по мнению педагогического коллектива школы, явятся показателем достижения нового качества образования и позволят реально создать адаптивную школу. Под адаптивной школой мы понимаем школу со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в специальном коррекционном обучении. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой — по возможности гибко реагировать на социокультурные изме­нения среды. Главным итогом такой двухсторонней дея­тельности школы является адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни. Следует отметить, что в условиях нашего поселка, такая модель помогает воплотить в жизнь продуктивную идею вариативности  и доступности образования. Мы убеждены абсолютно: можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей  и склонностей, индивидуальных различий. В этом заклю­чается одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы, если в эти понятия вкладывать профессиональный педагогический смысл.

  4.      Каковы смысловые характеристики  понятия и феномена «управление качеством образования»?

Под управлением качеством образования, П.И. Третьяков предлагает понимать «целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества «прогнозированных результатов личностью и обществом» [4] В этой связи следует отметить, что сегодня в школе, в том числе и нашей, происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по результатам дея­тельности. В основе деятельности школы лежит не столько достиже­ние заранее определенных целей (которые не редко являются личностно отчужденными), а обеспечение устойчивого разви­тия всей образовательной системы школы, выявление  по­ля проблем, которые препятствуют этому  и поля ресурсов для их решения. При таком подходе качество образования может рассматриваться как мера достижения цели при том,  что «цель  (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника»[3].

Функции управления осуществляются любым субъектом при управлении любыми объектами или процессами с разной скоростью и разным наличием ресурсов. Управление в различных педагогиче­ских системах включает ряд сменяющих друг друга этапов: целеопределение, анализ, прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование и коррекция.

Соотнесение функций управления относительно деятельности органа управления означает направление их на опера­тивное решение задач, связанных со спецификой управляемых объ­ектов. Эти задачи, составляя содержание управленческой деятель­ности органа управления, становятся функциями органа, осуществ­ляющего оперативное управление качеством образования. Оперативное управление развитием качества образования в условиях школы можно определить как часть управленческой деятельности любого органа управления, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, средств, способов работы обеспечивается более быстрый целена­правленный переход к качественно новому состоянию.

Основными аспектами анализа проблемы управления качеством образования являются:

-        определение целевых ориентиров процесса управления качеством образования;

-        выявление и оценка имеющихся ресурсов, способных обеспечить достижение качества образования;

-        построение программы управления качеством образования;

-        проектирование системы взаимодействий  управляющей и управляемой подсистем и др.

Перечень, названных аспектов является незаконченным, но в тоже время он очерчивает рамки изучения проблемы управления качеством образования в школе и может служить ориентиром для специалистов системы образования, занимающихся данной проблемой.

Справедливо замечание П.И. Третьякова, «что без знания объективных законо­мерностей системное управление качеством образования (образова­тельного процесса) невозможно». Ученый называет сле­дующие объективно существующие закономерности  [] :

  1. Единство системы управления качеством об­разования. Данная закономерность отражает такие взаимоотношения между элементами систе­мы качества, которые позволяют оценивать целостность и самостоя­тельность каждого элемента и его зависимость от других элементов.
  2. Единство социально-экономической основы системы управления качеством образования. Закономерность определяет характер целостности самой системы. Механизмом поддержания  цело­стности   качества  образования   выступает  система  оперативного управления. Одновременно являясь единой и целостной, она обес­печивает: целенаправленность основного процесса на основе социально­го заказа общества; подчиненность и соподчиненность ее ступеней, непрерывность звеньев системы и целостность. Механизм управле­ния системой функционирует и развивается на всех уровнях посред­ством организационно-педагогических, финансово-экономических, социально-психологических и других отношений.
  3. Сочетания централизации и децентрализации в системе управления качеством образования. Эту закономерность в свете развития процессов и муниципализации образования особенно важно учитывать при формировании федерального стандарта образова­ния. Связь этого стандарта с региональным компонентом обеспечивает целостность и взаимодополнением с учетом потребностей регионально­го сообщества и самого потребителя (индивида).
  4. Соотношения управляющей и управляемой систем в достижении качества образовательного процесса. Эта закономерность проявляет себя, прежде всего, во влиянии содержа­ния оперативной управленческой деятельности (правах, полномочи­ях и ответственности субъектов каждого уровня управления) на ка­чество основного образовательного процесса. Степень готовности каждого уровня  определяется  способностью реализовывать весь комплекс этих прав, полномочий и ответственности за результаты качества образовательного процесса, характеризующий уровень его целостности и самостоятельности через оперативное выполнение всего состава управленческих функций.
  5. Воздействие общих функций управления на качество конечного результата. Все функции управления раскры­вают содержание управления, которое специально направлено на качественные характеристики образовательного процесса. Всеобщий характер функции управления проявляет себя в функциониро­вании и развитии системы качества образования (образовательного процесса), где оперативное управление посредством специализации каждой функции на качество результата деятельности приобретает направленный характер.

Учет перечисленных закономерностей в процессе управления качеством образования в условиях школы позволяет обеспечить научную организацию данного процесса.

  1. 5.      Что выступает  результатом процесса управления качеством образования?

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, целью модернизации является создание механизма устойчивого развития системы образования. Отсюда, можно сказать, что результатом процесса управления качеством образования в условиях школы явится устойчивое развитие образовательной системы школы, направленное на интенсификацию и оптимизацию УВП школы в аспекте модернизации системы образования, что является условием, обеспечивающим личностный рост и социальную адаптацию личности школьника к сложившимся социокультурным и экономическим условиям жизни . Данное положение, по сути, отражает основную идею перспективного развития школы, заложенную и обоснованную в   Программе развития школы на период с 2001 по 2010 гг.   

  1. 6.      Каковы механизмы (движущие силы) управления качеством образования?

В основе определения механизмов управления процессами развития школы и достижения нового качества образования, лежит идея целостности трех основных эле­ментов:

-        осознание социального заказа;

-        построение концепции управления качеством образования в условиях школы как тео­ретическое оформление основополагающих идей, обеспечивающее процесс перехода от сложившегося к новому состоянию образова­ния;

-        проектирование системы управления качеством образования относительно отдельных направлений, определяющих перспективное развитие школы.

Если рассматривать управление как целенаправлен­ную деятельность субъектов управления различного уровня, обес­печивающую оптимальное функционирование и развитие управляе­мой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий (П.И. Третьяков), то можно выделить следующие механизмы управления качеством образования в условиях школы:

-        административный: обеспечение нормативно-правового регулирования деятельности школы в условиях реализации Программы развития и достижения нового качества образования;

-        организационно-управленческий: выбор оптимального стиля управления школой, образовательным процессом в школе и его компонентами и создание условий для достижения нового качества образования;

-        ресурсный: укрепление и обновление материально технической базы школы, как условия повышения качества образовательного процесса и его результатов. Повышение кадрового потенциала школы;

-        социально-педагогический: создание условий, способствующих достижению качества образования на уровне отдельных субъектов образовательного процесса, в первую очередь – учащихся, обеспечение удовлетворенности родителей и социума от предоставляемых школой образовательных услуг;

-        психолого-педагогический: сопровождение участников образовательного процесса, создание благоприятного эмоционально-психологического климата в условиях школы;

-        мониторинговый: сбор, обработка, хранение и распространение информации об образовательной системе школы и ее отдельных компонентах; информационное обеспечение управления, обеспечение непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения в условиях достижения нового качества образования.

Перечисленные механизмы управления качеством образования в условиях школы, по сути, образуют системную модель оперативного управления качеством образования, основанную на принципах открытости, целенаправленности, целостности, функциональности (П.И. Третьяков).

  1. 7.      Как измерить результативность и эффективность реализации Программы управления качеством образования, т.е. каковы критерии оценки результатов работы по достижению нового качества образования?

По мнению исследователей проблемы управления качеством образования (М.М. Поташник, П.И. Третьяков и др.), на сегодня нет единой государственной системы оперативного анализа и оценки качества образования. В то же время, анализ деятельности образовательных учрежде­ний в контексте системы качества и стандартов Международной организации ИСО предполагает оценку следующих составляющих качества образования []:

1)      организационные структуры управления качеством;

2)      административные процедуры управления качеством;

3)      обеспеченность основными ресурсами (кадры, финансы, ма­териально-техническая база и др.);

4)      анализ и оценка основного и вспомогательного процессов управления качеством образования;

5)      результаты образовательного процесса и его участников, сте­пень их соответствия нормам и стандартам (обученность, воспитан­ность и компетентность выпускников, личные достижения педаго­гов и руководителей, выполнение плана и программ);

6)      анализ и оценка документации образовательного учреждения.

Первые четыре позиции – это собственно элементы системы ка­чества. Проверка этой системы показате­лей – функция самого образовательного учреждения; две другие по­зиции - это функции экспертов.

Еще один подход к выделению критериев оценки качества образования предлагается в  программе развития школы на период до 2010 г., в рамках которой определяются следующие показатели качества:

-        качество выпускников (потенциальное и актуальное);

-        качество кадрового, научно-исследовательского потенциалов школы;

-        уровень качества материально-технического, информационного, библиотечного, учебно-методического обеспечения;

-        уровень развития и внедрения «систем управления качеством» в школе;

-        уровень конкурентоспособности школы.

С учетом выявленных компонентов системы качества образования можно выделить ряд критериев, которые находят свое отражение в с… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz